https://www.mos.ru/dvms/

Портреты соотечественников: Давид Бурлюк - адепт русского авангарда за рубежом

20.05.2020 colta.ru / artchive.ru 16 просмотров

Давид Бурлюк, вошедший в историю русского искусства как основатель футуризма, гораздо меньше известен своей ролью в ознакомлении западной аудитории с русской авангардной сценой. Покинув Советский Союз в 1920-е годы, Бурлюк продолжал жить, наводя мосты между разъединенными странами и континентами.



Биографическая справка:


Будущий художник, поэт, прозаик и футурист родился в Украине на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии 9.07.1882 г. Учился всему понемногу по всему миру. Живопись осваивал и в России (художественные школы Казани и Одессы), и за рубежом (частные студии Мюнхена, Парижа, Баварии). С 1910-х годов становится известен России и Европе, как лидер и теоретик русского футуризма. С 1915 года переезжает в Башкирию, с 1918 — путешествует по Уралу, Сибири,Дальнему Востоку. 


С 1920-го Бурлюк эмигрирует сначала в Японию, внедряя там идеи футуризма и впитывая японскую культуру, а затем через два года — уже в США. Там он и останется навсегда, навещая по зиме Гавану и устраивая там выставки. А в СССР Бурлюк побывает лишь два раза — в 1956 и в 1965-м годах. И, несмотря на острое желание печататься в Союзе, не сможет напечатать ни строчки. Его так и не примут в коммунистической России — станут называть «обозной сволочью» и «отщепенцем», а имя его предадут забвению. А он в это время успеет нарисовать огромное количество картин, и прославиться на весь мир, сгорая при этом от ностальгии по родине.








В 1910-е годы Бурлак стремительно смешивает художественные практики и ищет свой путь. Он активно участвует в творческой жизни России. Бурлак буквально "хватался" за разные идеи и с головой уходил в их реализацию. Как вспоминает его современник, поэт и художник Алексей Крученых: «Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден. Ему все надо узнать, все захватить, все слопать. Фигура сложная». Художнику удалось объединить вокруг себя в одно целое  столь знаковые фигуры, как Маяковский, Каменский, Кручёных, Матюшин, Хлебников,Лентулов, Гуро, Асеев, Экстер, Третьяков. 


Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский,Бенедикт Лившиц и Алексей Крученых (в самом низу). 1911 г.


Искусствовед Андрей Шемшурин, художник Давид Бурлюк и поэт Владимир Маяковский, 1913 г.
Искусствовед Андрей Шемшурин, художник Давид Бурлюк и поэт Владимир Маяковский, 1913 г.


Судьба словно изначально уготовила будущему «отцу русского футуризма» участь возмутителя общественного спокойствия — ещё с того момента, когда в детстве,подравшись с братом, он по нелепой случайности лишился левого глаза. Так и запечатлелся Бурлюк в памяти современников: со стеклянным глазом,с вытатуированной на щеке лошадкой, и с расшитой бисером серьгой в одном ухе. Стильный, богемный и эпатажный!



Detailed_picture
Давид Бурлюк. Приход весны и лета. 1914


Уже в эмиграции он становится самопровозглашенным «отцом (советского пролетарского) футуризма» на страницах собственного журнала Color&Rhyme — единственного просоветского журнала, в котором Бурлюк продолжает воспевать идеи социализма и пролетарской революции.


Его часто упрекали в наивности, ребячестве, непоследовательности, сумбурности и потому неузнаваемости и отсутствии стиля. Однако именно такая эклектичность приемов стала методом, благодаря которому Бурлюк ищет особые условия для нового искусства, собирая в России ключевые художественные тенденции того времени. Сконструированная из осколков сред, которые Бурлюк, вдохновленный европейским опытом, пытался соединить в своем жизненном пространстве, новая гиперсреда русского искусства зарождалась в попытках освоения новых художественных направлений. 


Он везде находил себе место. Бурлюк оставил значимый след в культуре тех стран, где успел пожить. Так, в Японии, куда художник уехал в 20-х годах XX века, Бурлюк стал придворным художником императора, создал собственную школу и написал более тысячи работ. Уезжал из Японии он уже как первопроходец уже не только русского, но и японского футуризма.


Давид Давидович Бурлюк. Ворота храма в Японии
Давид Бурлюк. Ворота храма в Японии. 1921


Бурлюк отправляется в США и вновь пытается воссоздать собственное место уже там. Благодаря основанию семейного издательства в Новом Свете Бурлюк активно ведет популяризацию русского футуризма. Он становится первым лицом советского авангарда в США, что, разумеется, сильно расходилось с его восприятием в России.


Давид Бурлюк. Американские рабочие. 1922
Давид Бурлюк. Американские рабочие. 1922


Признание в американской арт-среде, которое он снискал благодаря примитивистским картинам, посвященным жизни на Украине, заставляет прибегнуть к мистификации: он намеренно датирует эти композиции ранними годами. По собственным воспоминаниям Бурлюка, творчество 1916—1919 и 1920-х годов состоит из «социальных образов»: находясь в Японии, а затем в США, он снова создает сюжеты, наполненные верой в советские идеи социализма. Позже в воспоминаниях Бурлюк приводит оценку Оливером Сейлером его работ времен революции как единственно значительных в искусстве России до Октября. Любимая Бурлюком идея связи США и СССР была затоптана холодной войной, и «Русский голос» (название газеты, где работал Бурлюк) стал затихать на фоне американского противостояния с Союзом.


В 1956 году Бурлюк решает съездить в Москву. Этому предшествовало продолжительное путешествие по Франции, в котором в центре его внимания оказался Ван Гог. Футурист решает повторить опыт голландца, воспроизводя его пейзажи с точностью до ракурса, до техники изображения деталей, для чего объезжает почти все точки, откуда Ван Гог писал свои картины. Бурлюк посвятил Ван Гону целый номер Color&Rhyme, после чего стал именовать себя «североамериканским Ван Гогом» (очередной бурлюковский акт апроприации другого) и, кажется, решил немедленно получить также звание нового русского Ван Гога, зачем и едет в СССР. 


Однако эта поездка в Советы, предпринятая Бурлюком в 1956 году, не оправдала его ожиданий. Равно как и последующий его визит в страну в 1965-м. После двух визитов в Россию, где его воспринимали скорее как друга Маяковского, чем как самостоятельного художника, скорее как опасного гостя, чем приятного собеседника, попытки Бурлюка соединить усилия с советским искусством и открыть американское искусство в России  закончились полным разочарованием.


 
Мария и Давид Бурлюки (весна 1961)

Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз (США). Согласно завещанию, его прах был развеян над водами Атлантики. 



Собрания картин художника находятся в музеях и частных коллекциях разных стран — в Нью-Йорке, Государственном Русском музее, обширная коллекция сохранена в Уфимском художественном музее. Воистину, в наши дни многогранное творчество столь знакового художника известно всему миру, и, конечно же, Украина заслуженно гордится своим эпатажным и таким неординарным сыном.

Новости партнёров