Переименование Института Дальнего Востока говорит о смещении научного фокуса на Китай
Переименование Института Дальнего Востока произошло в июле этого года и было призвано устранит смысловую путаницу.
Переименование Института Дальнего Востока РАН в Институт Китая и современной Азии РАН, произошедшее в июле, необходимо для избавления от смысловой путаницы — исследования организации охватывают не только российский Дальний Восток, а важная их часть сегодня посвящена исследованиям современного Китая. Об этом во вторник журналистам сказал и. о. директора института Кирилл Бабаев.
«Сама идея переименования была связана с тем, что <…> наш институт в течение нескольких десятилетий назывался Институтом Дальнего Востока РАН. Но сам термин „Дальний Восток“ все-таки на сегодняшний день имеет несколько иную коннотацию и относится скорее к российскому Дальнему Востоку. Поэтому это приводило к достаточно частой путанице во взаимоотношениях, в том числе с чиновниками и нашими деловыми партнерами», — сказал Бабаев.
Он также отметил, что время переименования института совпадает с периодом возрастающей роли российско-китайского сотрудничества с точки зрения внешней политики и внешнеэкономической деятельности России.
«[Мы решили, что] отразить наш фокус на исследовании современного Китая и тех стран, которые его окружают, для нас является необходимым. Поэтому было принято решение провести конкурс среди сотрудников института. Было выдвинуто более 10 вариантов нового наименования. <…> Теперь во всяком случае наше название очень точно отражает содержание», — добавил представитель института.
Планы развития
Кирилл Бабаев также отметил, что главной целью института, обновившего название, сегодня является получение статуса основного государственного научно-аналитического центра по исследованию современной Восточной и Юго-Восточной Азии.
«Мы видим, как государство нуждается в качественных исследованиях, как научных, так и аналитических, касающихся современного состояния экономики стран региона, <…> внутренней и внешней политики этих государств, международных отношениях в регионе. Качественной информации об этом крайне недостаточно, а специалистов не так много. Мы считаем, что мы должны сыграть роль базиса для формирования всей государственной восточной политики», — заключил и. о. руководителя института.
Для достижения этих целей институт в 2022 активизировал работу по привлечению новых, в том числе молодых, сотрудников и созданию новых научных центров. При этом специалисты Института Китая и современной Азии РАН ежемесячно готовят несколько десятков аналитических записок для государственных органов власти.
Исполняющий обязанности научного руководителя, руководитель Центра изучения культуры Китая ИКСА РАН Александр Лукин, в свою очередь, отметил важность развития исследований истории и культуры Китая.
«Именно с этим у нас возникли в последнее время большие проблемы, особенно в девяностые годы. <…> Занимаясь фундаментальными исследованиями истории и культуры, [тогда] трудно было просто прокормить семью, честно говоря. Поэтому многие молодые люди ушли из этого направления. Нам надо его серьезно восстанавливать», — заключил он.