Томские ученые предложили проверять стальную арматуру тепловизором
21.02.2018
ТАСС
2806 просмотров
Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) вместе со специалистами предприятия НТЦ «Техника» предложили методику неразрушающего контроля железнодорожных опор на основе тепловизионного метода. С его помощью можно быстро выявить коррозию стальной арматуры, спрятанной за бетонной оболочкой опоры. Результаты исследований опубликованы в журнале Applied Sciences.
«Нагревая опору чуть выше температуры окружающей среды, мы видим распределение тепла внутри конструкции на термограмме – изображении, которое передают инфракрасные камеры. Аномалии температуры появляются при наличии коррозии, воздушных зазоров и нарушении контакта между арматурой и бетоном. Эта методика позволяет обследовать опору за очень короткое время – буквально за час», – рассказал дин из авторов статьи, профессор ТПУ Владимир Вавилов.
Вдоль железнодорожных дорог установлено огромное количество опор для проводов и вспомогательного оборудования. Срок службы опоры – 50 лет. Это значит, что срок эксплуатации большого количества опор, установленных в 80-х годах, подходит к концу. Скрытые дефекты внутри этих конструкций могут стать причиной не только материального ущерба, но и катастроф.
Опоры часто разрушаются из-за коррозии стальной арматуры. Разрушение конструкции начинается с подземной части, поэтому заметить их невооруженным глазом трудно. Существующие ультразвуковые методики занимают много времени: на проверку одной опоры таким способом может уйти день. Метод тепловизионного контроля, который предложили томские ученые, сокращает это время до часа: сам процесс обследования занимает несколько минут и небольшое время уходит на предварительную подготовку.
«Для проверки опоры, вокруг нее размещается индуктор – антенна, нагревающая стальную арматуру внутри конструкции. Тепло от нагретой стали фиксируют инфракрасные камеры и передают на компьютер в виде термограммы – изображения, показывающего распределение температур на изучаемой поверхности. Тепловые свойства стали, бетона, воздуха и продуктов коррозии сильно различаются. При появлении коррозии или воздушных зазоров между арматурой и бетоном мы видим эти аномалии на термограмме», – рассказал Вавилов.
Ученые провели экспериментальную оценку опор Транссибирской железной дороги на участке в Томской области. Данные, полученные с инфракрасных камер, подтверждали ультразвуковыми и виброакустическими испытаниями. В результате две опоры из 14 обследованных были заменены.