Журналисты «Вести-Москва» - на страже интересов москвичей. Смотрите программу «Москва – лучший город земли» - 2023
07.05.2023
Медиаресурс "Большая Азия"
944 просмотров
Смотрите в программе "Москва - лучший город земли":
- Один день из жизни редакции программы "Вести-Москва"
-
Как журналисты помогают жителям решать их проблемы
-
А также: наша программа получила награду Московской городской Думы
МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):
Привет! Это программа «Москва – лучший город земли», и я - её ведущий Майкл Гибсон. В этом выпуске мы продолжим рассказывать вам о работе наших коллег – столичных журналистов. И сегодня мы идем в гости к программе "Вести-Москва". Уверен, будет очень интересно!
20 апреля в Парадном зале Московского парламентского центра прошла торжественная церемония награждения представителей средств массовой информации за освещение деятельности Московской городской Думы в 2022 году.
Добрый день, уважаемые коллеги, не побоюсь этого слова. Потому что каждый, кто освещает парламентскую деятельность, в душе тоже представляет интересы москвичей. Только благодаря вам москвичи узнают о нашей работе, а тех законах, которые мы принимаем. Я считаю, что парламентская журналистская деятельность – одна из самых сложных в работе каждого журналиста.
Телеканал «Большая Азия» и наша программа получили награды в двух номинациях: «За креативный подход и создание новых информационных форматов» и за «Активное освещение проектов и программ, реализуемых по инициативе Московской городской Думы». В 2022 году в рамках цикла «Москва – лучший город земли» на канале «Большая Азия» вышел выпуск, полностью посвященный работе Мосгордумы. А также программа о парке «Яуза», инициатором реконструкции которого был председатель столичного Парламента – Алексей Шапошников.
Огромное спасибо за «Креативный подход»! Мы его вместе с вами придумали. У нас есть уже 5 сезонов цикла "Москва – лучший город земли", программа, которая выходит в эфир в рамках телеканала «Большая Азия», но не только. Я хочу сказать вам огромное спасибо, в вашем лице всем депутатам Московской городской Думы и руководству города за то, что мы смело можем сказать на весь мир: «Мы живем в лучшем городе на земле!». И раз сегодня пришло время разворачиваться на Восток, то я призываю коллег вместе с нами разворачиваться в Большую Азию, которая сегодня уже больше, чем Евразия. Спасибо!
В Мосгордуме большое внимание уделяют работе со СМИ. Более того, в 2021-ом году заместителем председателя столичного парламента был избран известный журналист, медиаменеджер Всероссийской Государственной Телерадиокомпании Андрей Медведев. О работе редакции, которую он возглавляет, - наша сегодняшняя программа.
Я нахожусь на 5-й Улице Ямского поля, возле здания, в котором базируется федеральный телеканал Россия-1. Именно здесь делают главную программу о столичных новостях – «Вести-Москва». И сейчас мы с вами узнаем, как журналисты и другие сотрудники медиахолдинга ВГТРК работают над одним из выпусков.
Всероссийская государственная телерадиокомпания была создана в 1990-ом году. Но ее сотрудники «точкой отсчета» считают 13 мая 1991-го года. Именно в этот день в 17:00 в эфир вышел первый выпуск программы «Вести», тогда еще на телеканале РТР. Сегодня ВГТРК - крупнейший российский медиахолдинг с теле- и радиоканалами, вещающими по всему миру, собственной медиаплатформой и новостным порталом. Почти 100% жителей России ежедневно смотрят и слушают его программы. Один из главных информационных проектов телекомпании - программа «Вести-Москва» с 2001 года освещает новости столичного региона. Она выходит на телеканале «Россия-1» 3 раза в сутки: утром, днем и вечером.
Руководитель программы «Вести-Москва» Андрей Медведев в журналистике уже более 30 лет. С начала карьеры занимался криминальными новостями, был военным корреспондентом во многих горячих точках. В структуре ВГТРК с 2001 года. Помимо программы «Вести-Москва», которую он возглавил в 2014 году, Андрей работает заместителем директора Дирекции информационных программ «Вести» и главным редактором объединённой редакции нескольких радиокомпаний.
- Здравствуйте.
- Как вы создаете городские новости?
- Особенность состоит в том, что вообще-то до 2001 года, когда в эфир вышла программа «Вести Москва», на главном государственном канале вообще не было формата городских новостей. И когда мы начинали, те руководители, что были до меня, они ориентировались на западные стандарты и на то, что люди, живущие в Москве, хотели бы увидеть в эфире, что для них важно. И вообще я глубоко убеждён (не потому, что я руководитель этой программы!), что интереснее городских новостей нет ничего. Вот смотрите: Москва плюс Московская область - это 20 миллионов населения. 20 миллионов населения — это огромная агломерация, и здесь всё время что-то происходит. Любому человеку чрезвычайно важно понимать, что происходит вот ровно в том месте, где он живет. И да, большие новости про то, как два политика встретились и обсудили судьбы мира — это важно. Но как некий злодей хотел отнять у какой-нибудь женщины квартиру по подложным документам, а журналисты не дали это сделать, - мне кажется, для жителей города это гораздо важнее.
Рабочий день редакции программа «Вести-Москва» начинается с поиска информации и выезда съемочной группы на место события, о котором будет рассказано в сюжете. Но этому предшествует большая подготовительная работа, которая остается для зрителей программы за кадром.
Любые выездные съёмки начинаются с организации. За это отвечают продюсеры.
- Привет.
- Скажите, пожалуйста, как правильно организовать съёмку?
- У нас есть продюсерский отдел, который занимается поиском и полностью организацией съёмок. То есть мы находим какую-то конкретную тему, подбираем под неё спикеров, локации, придумываем какие-то интересные эпизоды и потом реализуем это в сюжет, который вы видите в эфире.
- А есть у продюсера какие-то секреты убеждения?
- Ну, мне кажется, у каждого продюсера есть свой секрет убеждения, но на самом деле в диалоге, когда ты общаешься с человеком, ты понимаешь, за какие ниточки можно потянуть для того, чтобы добиться того, что нужно тебе.
После того, как продюсеры договорились о съемках с героями нового сюжета, информация об этом передается корреспонденту, а также ещё одной, весьма важной в работе любой телекомпании, службе. Она называется «Координация».
У операторов есть комната отдыха, где ждут выезда на съёмки. Здесь же - координация, где формируют съёмочные группы.
- Здравствуйте.
- Ирма, скажите, пожалуйста, как формируется съемочная группа?
- Съемочная группа всегда состоит из оператора и ассистента оператора. Это 10 сформированных съемочных групп, которыми мы располагаем в течение дня. И одна группа работает в ночь. Если вдруг случаются какие-то экстренные съемки, они быстро, немедленно реагируют и выезжают на съемки.
- Интересно. И знаете, а куда мы поедем сегодня и с кем?
- Сегодня вас ждет очень увлекательная съемка. Вы едете с корреспондентом Карповым. Съемка называется «Лес. Бурковская». Будьте готовы, что с Карповым всегда бывают какие-то приключения. Это может быть мордобой. Берегите технику, берегите камеры.
Александр Карпов – специальный корреспондент программы "Вести-Москва". С 2002 года в эфир городских новостей вышло более 6000 его сюжетов. В большинстве из них – рассказы о мошенниках и преступниках, которые осложняют жизнь москвичам, о городских проблемах, и, что немаловажно, об их решениях.
- Очень приятно!
- Скажи пожалуйста, что мы делаем сегодня?
- Нам пришло сообщение, что происходит вырубка и происходят какие-то варварские раскопки в археологическом памятнике селища Бурковская. Мы едем разбираться. Я думаю, что там какие-то нарушения закона.
Это, видимо, какая-то зона застройки. Скорее всего, там все накопали, чтобы что-то построить, какие-то коттеджи. Это, как правило, делают богатые люди. Вот будем сейчас на них нападать!..
- Это будет опасно для нас? Или не должно быть?
- К сожалению, нет. Сегодня бить не будут. Но если сильно повезёт, то будут бить оператора. А если будут бить оператора, у меня всё есть, чтобы снять, как будут бить оператора.
- Хорошо.
- Лучше, когда бьют инженера. И тогда оператор снимает, как бьют инженера.
Пока корреспондент выясняет детали предстоящего сюжета в операторской происходит сборка съемочного оборудования.
- Добрый день, Майк!
- Скажите, пожалуйста, что здесь происходит?
- Здесь святая святых операторского отдела. Здесь находятся комплекты, которые приписаны к каждому оператору. И здесь собирается аппаратура перед выездом на съемку. Здесь аккумуляторы расположены. В каждом из этих шкафов есть камера, штатив - в общем, тот необходимый набор, который обеспечивает процесс съёмки.
Также в набор оператора входят: blu-ray диски, свет и микрофон с ветрозащитой. Когда всё собрано, технику грузят в редакционную машину и выезжают на съемки. По дороге журналист обычно продумывает план работы, а на обратном пути успевает прослушать записанные на площадке интервью и даже подготовить основу для будущего сюжета.
Мы должны же выйти в эфир! Мы ежедневная информационная передача, и мы должны всё подготовить, смонтировать. Это занимает 2-3 часа. Живешь в таком алгоритме: съёмка, приезд, подготовка, выход в эфир.
Приехав на место происшествия, съемочная группа встречается с жителями и представителями общественных организаций. Пока оператор и звукорежиссёр готовятся к съёмке, корреспондент собирает информацию, общается с людьми и обдумывает вопросы для интервью. В сюжете обязательно должна присутствовать прямая речь участников событий, желательно представляющих обе стороны конфликта. Затем съемочная группа пытается попасть непосредственно на место происшествия.
Итак, мы все вместе идем туда, чтобы посмотреть, что происходит!..
По словам журналиста, обычно попасть на подобные объекты бывает нелегко. Но на этот раз съёмочной группе повезло, и они смогли беспрепятственно проникнуть на территорию. Как выяснилось, здесь уже не только рубят деревья, но и роют землю для будущего строительства. Чтобы зафиксировать преступление, корреспондент вызывает полицию. Оператор тем временем «набирает картинку»: в данном случае главный объект — это разрытая земля на территории охраняемой зоны. Во время съемок группа находит древний артефакт.
- Это очень интересный артефакт. Это уключина.
- Вы просто нашли её здесь?
- Просто нашли. Это из этого самого культурного слоя, который уничтожается
- Вау!
После съемок группа спешит в редакцию, чтобы успеть подготовить сюжет к эфиру.
- Мы поехали к археологу с той находкой, которую мы сделали, с той уключиной. И археолог сказал, что это очень необычная форма, и что возможно это вообще XII век. То есть, возможно, этой находке лет 800 или даже больше. Мы такого даже не ожидали.
- И когда должен быть готов текст?
- Сейчас вот буквально часа два-три - и уже мы монтируемся и в эфир выдаем сразу.
- Какие задания вам нравятся больше всего?
- С реальными человеческими историями. Вот если удаётся помочь, если кого-то там обманули - наверное, это самая важная наша функция.
Я убежден, что и все мои сотрудники, коллектив «Вести-Москва» — это люди неравнодушные, это люди с эмпатией, это люди, которые делают сюжет не просто потому, что это интересно. А иногда они говорят: «Слушай, это будет не самый лучший репортаж, но давай мы этим репортажем поможем людям! Давай попробуем сформировать некий «public opinion» вокруг этой ситуации. И я думаю, что присутствие вот этой эмпатии, вот такого здорового overreaction, оно и отличает настоящего репортёра.
Пока Александр пишет текст своего сюжета к вечернему эфиру, у нас есть возможность показать вам работу других сотрудников. Например, сейчас в гримерной готовится к записи ведущий программы «Неделя в городе» - итогового выпуска «Вестей-Москва», выходящего на канале Россия-1 по воскресеньям.
Современные телевизионные камеры «замечают» намного больше деталей, чем человеческий глаз. Вместе с ярким освещением студии все это «подсвечивает» мельчайшие недостатки на лице ведущего. Грим позволяет убрать их и матирует кожу, чтобы она не блестела. Процесс подготовки у мужчин обычно занимает около 10 минут. Затем ведущий отправляется - в эфирную студию. Находиться там могут только сотрудники ВГТРК.
В студию мы попасть не можем, но нам разрешили заглянуть в «мозговой центр» программы. Это аппаратная, отсюда управляют эфиром на миллионы зрителей.
В эфирной аппаратной всегда многолюдно. У каждого сотрудника здесь своя задача. Руководит всем выпускающий режиссёр. Он на постоянной связи с ведущим в студии: дает ему команды и получает обратную связь по работе в эфире.
Один из самых важных людей в эфирной аппаратной - оператор суфлёра: специального устройства, на котором идет текст ведущего. Также из аппаратной контролируют звук и изображение. В студии установлены несколько камер, одна из них – на мини-кране. Чтобы видеоряд был более разнообразным, режиссёр постоянно переключается между ними.
- Привет, приветствую, взаимно.
- Вы ведёте программу «Неделя в городе». Как она отличается от «Вести Москва»?
- Мои коллеги-корреспонденты, которые делают сюжеты в эту программу, любят говорить, что самое лучшее у нас попадает в «Неделю в городе».
- И как я понимаю, вы иногда работаете в прямом эфире, а иногда в записи?
- Такого не бывает, что что-то идёт в записи. Всё - в живую, всё - в прямую. Если какие-то ошибки, оговорки, как это бывает (и технического характера, и ведущий может ошибиться) — всё это попадает в эфир. Но это всё только добавляет жизни. Зритель видит, что это не подготовлено, что это не записано заранее.
МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):
- Вы всегда работаете стоя, как сегодня, или сидите на прямом эфире?- Нет, всегда стою, всегда хожу. Я человек достаточно темпераментный, мне хочется жестикулировать, мне хочется программу именно что вести. То есть я не считаю себя диктором, - я ведущий, я её веду отсюда, туда, туда, пишу себе тексты, играю интонациями, эмоциями, расставляю акценты!.. Сидя это всё делать невозможно.
- Скажи мне, пожалуйста, почему в руках бумажка?
- Режиссеры почему-то считают, что когда у тебя в руках вот эта папочка с бумагами, это сразу придаёт такой консервативный, серьёзный вид, потому что по большому счёту они не нужны. Весь текст у меня идёт в суфлёре, я его вижу перед собой на экране, и бумажки могут потребоваться, разве что, если суфлёр сломается и перестанет работать. Ну, этого, к счастью, на моей практике не было ни разу. Может быть, у кого-то и было.
За каждый сюжет в программе отвечает не только корреспондент. Последнее слово всегда за шеф-редактором. Он вычитывает каждый текст и дает «добро» на выход информации в эфир.
МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):
- Скажите, пожалуйста, как вы проверяете текст?
- Очень внимательно, потому что это большая ответственность - на нашем канале многомиллионная аудитория. Корреспондент пишет текст, отслушав материал после съемки. Хронометраж небольшой, надо как-то все уместить, скомпоновать, при этом раскрыть тему. Поэтому я сажусь и начинаю смотреть, всё ли там есть, все ли нужные спикеры, все ли участники конфликта, если это конфликт, для того чтобы у зрителя была полная картина, о чём этот сюжет, чтобы за эти три минуты успеть рассказать историю, предысторию, и чтобы это было интересно и не скучно.
- А после вас что случается с текстом?
- После меня корреспондент берёт текст, распечатанный листок, и идёт в «наговорную», наговаривает, а потом идёт к монтажёру, и они монтируют. А потом уже это выходит в эфир.
Тем временем сценарий нашего сюжета готов, редактор его проверил. Следующий этап – озвучка. Когда готовы все составляющие сюжета, начинается монтаж.
Наша программа - на финальном этапе подготовки. У нас есть только час до эфира.
Корреспондент тоже принимает участие в монтаже и помогает режиссеру «собирать» выпуск. Один из самых ответственных этапов подготовки программы к эфиру – её вёрстка, то есть выбор последовательности появления сюжетов внутри выпуска.
- У нас есть вёрстка нашего эфира, где материалы стоят друг за дружкой. Мне поставлена задача, чтобы каждая видеозапись, каждый сюжет был на своём месте в своё точно определённое время. Случается иногда, конечно, такое, что сюжет не успевает на свое место по разным техническим причинам, и тогда приходится шеф-редактору и продюсеру во время эфира менять сюжеты местами. То есть, допустим, первый сюжет или второй не успевает, тогда вместо второго поднимается третий сюжет, а за время, пока идёт третий, пропущенный сюжет доводится до конца и выходит в эфир, ну, просто чуть позже.
Итак, сюжет корреспондента Александра Карпова готов и успешно вышел в эфир. Надеемся, что проблема, которой он был посвящён, будет успешно решена.
- Прокуратура Московской области организовала проверку в связи с публикацией в СМИ информации о незаконном строительстве и вырубке зелёных насаждений на территории объекта археологического наследия «Селище Бурковское-1». Однако работы, разрушающие историю так и не остановлены. Александр Карпов, Всеволод Савичев, Иннокентий Беспалов. «Вести».
- Мне кажется, во всём мире так бывает, что журналист влияет на чиновника, когда нужно как-то подтолкнуть к принятию или не принятию решения. Это нормально. Это нормально и на городском уровне, когда, скажем, человек столкнулся с какой-то несправедливой ситуацией и он приходит к чиновнику, а тому некогда, он не решает проблему или говорит: «Я решу, но завтра», а человеку надо сегодня. И потом, когда включается пресса, кому хочется иметь дурную репутацию, кому хочется выглядеть в чёрном цвете? Наверное, никому. Поэтому иногда решения принимаются быстрее, чем вышел наш сюжет, иногда после сюжета.
МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):
- Как меняется и менялся город Москва?
- Я сейчас скажу, что лучшее, что случилось с Москвой, это Сергей Собянин. Я абсолютно серьёзно! Не потому, что я работаю в государственных новостях, а потому что я так считаю. Любой человек, который был в Москве до Собянина и потом долго не приезжал, будет безусловно не просто поражён, он будет шокирован. И тем, как выстроена система городского транспорта, и тем, какие станции метро появились, и тем, что бывшая промышленная железная дорога сейчас стала большим пассажирским кольцом, где ходит наземное метро, и другие проекты. Какие стали парки, какие стали детские площадки, просто обычные Playground, как это сейчас выглядит! Всё это изменилось и видно, что это задача не на один год. Человек, придя к власти, подумал: «Я буду воспринимать эту историю как некий бизнес-проект. Когда я создам здесь комфортную среду, в Москву придут новые инвесторы. С Запада, c Востока, неважно. Они придут».
Вот и подошёл к концу рабочий день сотрудников программы «Вести-Москва». Сегодня мы с вами познакомились с талантливыми и преданными своему делу профессионалами. Ежедневно они рассказывают жителям столицы России о том, что происходит в их городе. Это была программа «Москва – лучший город земли». Я – Майк Гибсон! До встречи в следующем выпуске!
Руководитель программы – Алевтин СУХОЛУЦКИЙ.