Партнёрам и рекламодателям
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

Двусторонняя парламентская дипломатия России и Вьетнама развивается быстрыми темпами | Bigasia.ru

30.05.2021 Александр Королёв - К.п.н., заместитель заведующего Евразийским сектором, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ 6368 просмотров

Недавно во Вьетнаме проходили выборы депутатов однопалатного Национального собрания. 


Это важное событие для страны, поскольку Парламент Вьетнама юридически закрепляет основные стратегические направления развития государства как во внутренней, так и во внешней политике. Вьетнам является активным участником регионального и глобального межпарламентского взаимодействия, включая АИПА, АПА и АТПФ, а также занимает одну из ведущих ролей в работе асеаноцентричных институтов безопасности. Вьетнамский парламент неоднократно лоббировал повестку в сфере международной безопасности в рамках заседаний АИПА. Наиболее показательными кейсами выступают резолюции 2016 года. Так, по инициативе Вьетнама в ходе 36-й сессии Генеральной Ассамблеи АИПА были приняты две резолюции – «Укрепление Сообщества АСЕАН в сфере политики и безопасности: на пути к инклюзивности» и «Укрепление Сообщества АСЕАН путем надлежащего управления: на пути к инклюзивности». Характерно, что это на сегодняшний день последние резолюции, принятые по вопросам политики и безопасности, что отчётливо свидетельствует об эффективном лоббизме Вьетнама.

Помимо этого, Национальное собрание Вьетнама играет важную роль в продвижении региональной повестки в сфере безопасности и гуманитарного сотрудничества в рамках Межпарламентского союза и ООН. Например, неоднократно взаимодействие парламента Вьетнама и некоторых других стран-членов АСЕАН, в частности, Малайзии приводили к продвижению на уровне Ассоциации стратегий и планов действий по борьбе с наркотиками, что находит отражение в отчетах Управления ООН по наркотикам и преступности.

Показательно также, что 2018 году в ходе вьетнамского председательства в АТПФ национальному парламенту Вьетнама удалось продвинуть Ханойскую декларацию, в которой зафиксированы основные приоритеты и направления развития Форума до 2030 года. Декларация входит в число шести ключевых документов АТПФ, принятых с момента запуска форума в 1993 году.

Национальное собрание Вьетнама также проводит активную политику по наращиванию взаимодействия с ведущими акторами на мировой арене – например, Европейским союзом. Парламентская дипломатия Вьетнама помогает выстраивать такие многосторонние форматы сотрудничества, как АСЕМ, диалоговое партнерство АСЕАН-ЕС. 

Таким образом, Национальное собрание Вьетнама адекватно справляется с возложенными на него полномочиями и при этом выполняет не только сугубо законодательные функции, но часто выступает интеллектуальным лидером в продвижении широкой международной повестки: от противодействия наркоторговле и обеспечению безопасности в Южно-Китайском море – до развития свободной торговли с интеграционными объединениями по типу ЕС. 

Межпарламентское сотрудничество между РФ и Вьетнамом за последние годы можно охарактеризовать как динамичное. У сторон развиты институциональные механизмы диалога. В частности, функционирует Депутатская группа по связям с парламентом Вьетнама, а также создана вьетнамско-российская Межпарламентская комиссия высокого уровня. Законодательные органы обеих стран регулярно проводят двусторонние встречи, а также встречи на полях международных форумов. В качестве примера можно привести встречу глав парламентских делегаций России и Вьетнама во время 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума во Владивостоке в 2013 году, а также встречу на полях Форума АТПФ в 2018 году в Ханое.

На двустороннем уровне стороны обсуждают наиболее важные проблемы в сфере экономики и безопасности и предлагают совместные инициативы. В 2019 году стороны обозначили важность более активного перехода на национальные валюты во взаиморасчётах, а также необходимость более системного использования потенциала Российско-Вьетнамского банка. Кроме того, делегации подчеркнули готовность создания новых рабочих групп в рамках российско-вьетнамского парламентского диалога для придания динамизма двусторонним торгово-экономическим, инвестиционным и гуманитарным аспектам сотрудничества.

Важно также подчеркнуть, что межпарламентская дипломатия России и Вьетнама осуществляется и в формате сотрудничества молодых парламентариев, что является важным инструментом формирования будущей политической элиты в обеих странах. Символично, что Вьетнам принял участие в первом международном молодежном парламентском форуме, проведенном Россией в октябре 2018 года. В ноябре 2019-го вьетнамская делегация приняла участие в первом форуме молодых российских женщин, одним из соорганизаторов которого выступил Совет Федерации Российской Федерации. В апреле 2021 года состоялась специальная конференция, посвященная обзору деятельности Депутатской группы дружбы Вьетнам-Россия в 2016-2021 годах. Стороны обсудили широкий круг вопросов, включая стратегическое партнерство, годовщину дипломатических отношений, борьбу с COVID-19. 

Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что двусторонняя парламентская дипломатия в последние годы развивается быстрыми темпами. Этому способствует общий позитивный климат в отношениях между Россией и Вьетнамом, развитые институциональные механизмы сотрудничества, широкая повестка взаимодействия. Кроме того, стороны нередко координируют свою деятельность в рамках многосторонних межпарламентских площадок - МПС, АТПФ и других. 

Сотрудничество между Национальным собранием Российской Федерации и Национальным собранием Вьетнама обладает большим потенциалом как на уровне двустороннего российско-вьетнамского сотрудничества, на макроуровне – в рамках продвижения концепции «Большая Евразия», так и на глобальном уровне – в рамках международных межпарламентских объединений. Для углубления двусторонней межпарламентской дипломатии и повышения значимости обеих стран на мировой арене целесообразно сконцентрироваться на использовании ресурсов парламентской дипломатии.

В этой связи представляется перспективной организация совместных семинаров по межпарламентской линии с привлечением представителей ведомств, формирование механизма мониторинга имплементации резолюций, принятых в рамках заседаний межпарламентских объединений, гармонизация нормативно-правовой базы участников, разработка антикризисной программы действий на уровне межпарламентских объединений, проведение регулярных региональных семинаров для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере безопасности, обсуждение актуальных традиционных и нетрадиционных угроз безопасности. Особенно это касается новых вызовов и угроз, таких как экологические и техногенные катастрофы, эпидемии и пандемии.


30-5- Фото 1.jpg
На фото: заседание XIV Национального собрания. Источник: VNA




content