https://www.mos.ru/dvms/

Новый Узбекистан и избирательное законодательство | Bigasia.ru

02.02.2021 Акмал САИДОВ, первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса 2934 просмотров

В рамках осуществляемых в стране широкомасштабных и последовательных реформ, направленных на создание нового демократического и свободного Узбекистана, особое внимание уделяется реализации конституционного принципа народовластия, обеспечению участия граждан в управлении государством и обществом, а также совершенствованию избирательного законодательства. Ибо демократичные и справедливые выборы считаются важнейшим и необходимым условием демократии.


Об этом свидетельствуют и выборы, прошедшие в 2019 году, по выражению Президента, на основе приоритетной идеи «Новый Узбекистан — новые выборы — новый парламент». Они ярко продемонстрировали, что в стране сформировалась новая политическая обстановка, необходимая для поднятия демократических реформ на новый уровень. На выборах, впервые прошедших на основе Избирательного кодекса Узбекистана, был приобретен полезный опыт, вместе с тем были выявлены некоторые пробелы в законодательстве. В соответствии с Государственной программой 2020 года разработан проект закона, направленный на совершенствование законодательства о выборах. Он дважды рассмотрен в палатах Олий Мажлиса с участием членов Центральной избирательной комиссии, сенаторов и депутатов. В мае-июне 2020 года проведено его общественное обсуждение.

 

«Путь демократических реформ — единственный и самый верный путь для нас»

Приоритетными задачами сегодня являются совершенствование национального избирательного законодательства и практики проведения выборов, приведение их в соответствие с общепризнанными международными стандартами, гармонизация с осуществляемыми демократическими реформами, повышение политического авторитета страны и ее места в международных рейтингах и индексах.

Во-первых, нужно довести до международного сообщества суть проводимых в данном направлении реформ путем устранения возникших недостатков и проблем на парламентских выборах 2019 года, имплементации в национальное законодательство отдельных приемлемых рекомендаций международных организаций и зарубежных наблюдателей.

Во-вторых, в Индексе демократии стран мира Узбекистан занимает 157-е место. Поэтому в соответствии с Указом Президента «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях» от 2 июня 2020 года поставлена цель — до 2022 года повысить показатели нашей страны по направлению «Избирательный процесс и плюрализм» в шесть раз.

В-третьих, большое значение в последовательной реализации законодательства о выборах имеют повышение избирательной культуры населения, дальнейшее улучшение системы работы политических партий со своим электоратом, усиление их политической активности. Ибо «Путь демократических реформ — единственный и самый верный путь для нас».


Выборы в Узбекистане 3.jpg

 

На что обращалось внимание при разработке законопроекта

В соответствии со статьей 83 Конституции группа депутатов на основе права законодательной инициативы внесла на обсуждение Законодательной палаты проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства».

Он был разработан в рамках Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики».

При разработке проекта закона опирались на три источника:

•   национальное избирательное законодательство и практику;

•   опыт более чем 20 зарубежных государств по проведению выборов;

•   международные нормы и стандарты касательно выборов.

Данным законопроектом предлагается внести изменения и дополнения:

•   в статью 117 Конституции Республики Узбекистан;

•   в статью 3 Конституционного закона «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти»;

•   в 29 статей Избирательного кодекса Республики Узбекистан;

•   в 6 статей Закона «О финансировании политических партий».

 

Факторы, потребовавшие изменения даты

Группа депутатов вместе с национальными и зарубежными экспертами тщательно изучила вопрос о переносе сроков проведения парламентских, президентских выборов и выборов в представительные органы власти с декабря на октябрь.

Согласно статье 117 Конституции, выборы Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти областей, районов, городов проводятся соответственно в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря.

Такая же норма имеется и в статье 3 Конституционного закона «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти».

Основанием для переноса сроков проведения выборов с декабря на октябрь послужили следующие важные аспекты.

Первый фактор. После парламентских выборов такие важные политико-правовые процессы, как проведение первых заседаний Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, утверждение кандидатуры Премьер-министра на их совместном заседании, формирование правительства — Кабинета Министров. Послание Президента Олий Мажлису приходятся на первый квартал нового года. Это приводит к затягиванию принятия государственных программ и рассчитанных на соответствующий год реформ до апреля-мая.

К примеру, политико-правовые мероприятия после парламентских выборов 2019 года состоялись в очень короткие сроки, то есть 20—24 января, а Государственная программа 2020 года была принята 2 марта.

Второй фактор. Совпадение выборов с зимним периодом в свою очередь становится причиной появления ряда недостатков в повышении активности граждан в выборах, широкомасштабном проведении мероприятий предвыборной агитации, использовании современных избирательных технологий, организации массовых мероприятий. На прошлых выборах населением, политическими партиями и электоратом были внесены предложения по данным вопросам.

Третий фактор. Как показывает зарубежный опыт, выборы проводятся в декабре в основном в государствах Южного полушария с жарким климатом, например, в Гане, Египте, Нигерии, Южноафриканской Республике, Алжире, Венесуэле, Доминикане. В таких государствах, как Швейцария, Испания, Уругвай, Чили, Иордания, и ряде стран Содружества Независимых Государств выборы проводятся в октябре-ноябре.

Четвертый фактор. В этом году проводимые в Узбекистане выборы приходятся на 25 декабря, когда отмечается Рождество — религиозный праздник наблюдателей, приглашаемых из европейских государств и Америки. Это может ограничить участие в выборах международных наблюдателей, авторитетных в мире.

С учетом этих факторов выборы Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти предлагается перенести с декабря на первое воскресенье третьей декады октября.

В результате, с одной стороны. будет создана возможность для своевременного формирования высших государственных органов после выборов и принятия важнейших политико-правовых решений. С другой стороны, будет предупреждена такая возможная ситуация, как пассивное участие граждан в выборах из-за неблагоприятной погоды. Таким образом, для избирателей и наблюдателей будут куда более удобные условия для волеизъявления.


Выборы в Узбекистане 7.jpg

 

Что даст совершенствование кодекса

В Избирательный кодекс вносятся следующие изменения и дополнения.

Первое изменение: рекомендуется упразднить институт окружных избирательных комиссий по выборам в районные (городские) Кенгаши народных депутатов, а их полномочия возложить на районные (городские) избирательные комиссии.

Как показывает анализ, каждый избирательный округ ограничивается в среднем одним — тремя избирательными участками, поэтому на практике в течение нескольких лет они ведут неэффективную деятельность. Нередко функции окружных избирательных комиссий и соответствующих районных (городских) избирательных комиссий повторяют друг друга. По этой причине увеличиваются расходы из Государственного бюджета.

В результате оптимизации будет упразднено 5 739 окружных избирательных комиссий с более чем 544 тысячами членов, а значит, будут сэкономлены человеческие ресурсы, предотвращена излишняя волокита среди лиц, привлеченных к выборам.

Второе изменение: вводится порядок включения в список избирателей граждан Узбекистана, живущих за рубежом, независимо от того, состоят ли они на консульском учете дипломатических представительств, а также создаются правовые основы для голосования избирателей, находящихся за рубежом, при использовании переносных урн по месту жительства или работы.

К примеру, такая практика впервые была опробована на парламентских выборах 2019 года. Более 90 тысяч граждан Узбекистана, пребывавшие на тот момент в России. Южной Корее и Казахстане, проголосовали при использовании переносных урн. Одним из приоритетных направлений политики нового Узбекистана является именно обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан независимо от их местонахождения.

Третье изменение: вводится порядок, при котором наблюдатели, посещающие избирательные участки, образованные в местах заключения и лишения свободы, а также в воинских частях, оповещают о своем участии не менее чем за три дня.

Четвертое изменение: устанавливается точный порядок оплаты заработной платы и компенсации членам избирательных комиссий, расчета их зарплаты.

Пятое изменение: Закон «О финансировании политических партий» приводится в соответствие с Избирательным кодексом, устанавливается порядок финансирования государством и выборов Президента в равной степени с выборами в парламент и представительные органы власти.

На основе рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе вносятся следующие изменения в Избирательный кодекс.

Прежде всего исключаются функции избирательных комиссий по организации встреч кандидатов с избирателями. Проведение предвыборной агитации непосредственно относится к политическим партиям, и вмешательство избирательных комиссий в эту работу считается не свойственной для них функцией.

Наряду с этим запрещается использование государственных ресурсов в период предвыборной агитации. К примеру, ведение предвыборной агитации запрещается государственным служащим, если они не являются доверенными лицами, а также военным, служащим религиозных организаций и судьям.

Чтобы предупредить необоснованное затягивание сроков объявления результатов выборов, сокращается с десяти до пяти дней срок обжалования решений избирательных комиссий.

В целях обеспечения прозрачности использования средств, выделенных на предвыборную агитацию в соответствии с Законом «О финансировании политических партий», вводится порядок объявления ими промежуточного отчета и итогового финансового отчета после выборов, а также объявления Счетной палатой результатов проверки деятельности партий.

Акмал САИДОВ,

первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса


Читайте также

Обзоры

05.03.2018 2846

Ночная Доха

Обзоры

Обзоры

Обзоры

08.05.2019 11251

Мир шаманов

Обзоры

Новости

Новости партнёров