Таинственный и прекрасный Гуджарат | Bigasia.ru




Гуджарат - таинственный народ рабари, джайские и индуистские храмы, богато вышитые ткани, города, которым не одна сотня, если не тысяча лет.
Хозяева держат небольшую лавочку на пути к храму Калика Мата (Kalika Mata), предлагая паломникам всё необходимое для подношения в храме.
Сам храм 10-11 века посвящен Кали, темнокожей Матери - грозной богине, уничтожающей негативные энергии, невежество и эго, все то, что мешает проявиться лучшим человеческим качествам в нас: пониманию, доброте, любви, состраданию. Испокон веков символом эго в индуизме был кокосовый орех, и на одной из площадок по пути к храму паломники разбивали их, принося в дар богине не только кокосовые орехи, но и свое эго, символически освобождаясь от него.
Мужчина раскалывает кокосовый орех.
Согласно Махабхарате и Вишну-Пуранам в этих местах находилась столица царства Кришны - Дварка (Дваравати - санскрит), погрузившаяся под воду на седьмой день после смерти её основателя. Первые упоминания о новой Дварке (Ворота к вечному счастью) относятся к 574 году, когда она, вероятно, была столицей царства Сураштра, и, благодаря своему выгодному расположению, достаточно крупным портом. В это же время мог быть основан и Джагат Мандир, включенный позднее в ансамбль одного из красивейших храмов города - Дваракадиши (Дваракадиша). Индуисты верят, что первый храм был построен божественным архитектором Вишвакармой по просьбе внука Кришны - Ваджранабха, и был необыкновенно похож на дворец его дедушки - Хари Гриха. Современное здание, высотой 78 метров, возвели относительно недавно - лишь в 16 веке, хотя отдельные его элементы историки, архитекторы и реставраторы датируют 12 - 13 веком. Святая поэтесса Мира-баи, проведшая последние дни своей жизни в Дварке, часто приходила в храм поклониться его главной святыне - мурти Вишну, в образе Царя Вселенной - Ранчходжи. В своих 4-х руках он держит раковину, лотос, сударшану чакру (- вращающийся огненный диск) и булаву. Сама статуя была высечена из черного камня и имеет высоту 70 см.
В чужих краях скитается Смуглый мой.
Ушел, не вспомнит о Мире, вестей не пришлет домой.
Запястья сняла, срезала волосы, ресниц не касаюсь сурьмой.
Четыре стороны света исходила в скорби немой.
Жизнь и рожденье пусты без тебя, дороги объяты тьмой.
В чужих краях скитается Смуглый мой.
(Мира-баи. Перевод Н. Мальцевой. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 16. - М.: Изд. «Художественная литература, 1977 - С. 161).
Йогин - преданный Шивы и Кали.
Ещё одно место, куда непременно нужно съездить, будучи в Гуджарате - милый и тихий городок Палитана. Строительство храмов на священной для джайнов горе Шатрунджайя началось между 9 и 10 веком, и продолжалось с перерывами около 900 лет. Многие из построенных ранее храмов были в 14 - 15 веке разрушены мусульманскими завоевателями, и находились долгое время в запустении, а их активное восстановление началось только в 16 веке. Как и тогда, так и сейчас храмы возводят на частные пожертвования богатых джайнов. Многие из них и спустя столетия поражают своей архитектурой и поистине филигранной резьбой по камню. Интересно, что для создания тонких, изящных деталей храмов мастера пользовались не привычными для них инструментами, а веревками, используя в качестве абразива пыль и мраморную крошку, которой на стройке всегда было в избытке. Все 863 святилища, к которым ведут 3950 ступенек, были облицованы белоснежным мрамором. Сам подъем, занимающий более двух часов, и неизбежное преодоление трудностей, связанных с ним, способствует, согласно воззрениям джайнов, очищению кармы.
Лестница к святилищам Палитаны.
Главный храм посвящен первому тиртханкару, создателю брода и устроителю переправы - Адинатху, который, согласно легендам, долгие годы занимался медитацией на горе Шатрунджайя (в переводе с санскрита - «место победы» или «место славы»). Изображения и статуи 24-х тиртханкару вы можете встретить во всех джайнских храмах. Монахов шветамбары, одного из двух направлений в джайнизме, всегда можно узнать по белоснежным одеяниям, чем-то неуловимо перекликающихся с их храмами. На мистическом, духовном плане их 1008, а это — число утверждения, сосредоточения для достижения результата, есть и чётки с таким же количеством бусин, кроме того 1+8 в сумме дают 9 - число завершения старого и начала нового.
Храмы Палитаны. Монахи шветамбары в отличии от дигамбаров («одетых в небо»), носят простую белую или желтую одежду, не придают никакого значения половой принадлежности - достичь освобождения (мокши) может каждый, надо только практиковать и выполнять заповеди, и, в отличие от дигамбаров, меньше изнуряют себя аскезой.
Храм Солнца в Модхере.
По периметру бассейна для ритуальных омовений расположены 108 миниатюрных святынь, в виде ступ, украшенных причудливой резьбой, а сам бассейн символизирует воды Мирового океана, из-за которых каждое утро встает Солнце.
Ступенчатый колодец Рани-ки-Вав в Патане.
Первые подобные гидротехнические сооружения, служившие в течение веков для сбора дождевой воды во время муссонов, и выполнявшие самые различные религиозные и хозяйственные функции, появились на территории Индостана скорее всего уже в 3 тысячелетии до нашей эры, в период расцвета цивилизации долины Инда.
Среди барельефов украшающих стены ступенчатого колодца Рани-ки-Вав, можно найти одно из наиболее древних, сохранившихся на территории Индии, изображений Майтрейи - Будды грядущего, раджи в окружении прекрасных служанок, повергающего наземь своих врагов или демона, держащего в руках меч и соблазняющего небесную апсару.
Особняком в нашей поездке стоял Лотхал — Курган мертвых, место, где долгие годы проводились раскопки. Город, датируемый 2400 - 2350 годом до нашей эры, как и многие другие города древнего мира, был разделен на две части: цитадель и нижний город, разделенный в свою очередь на торговую и жилую часть. Границей между ними служила главная улица, протянувшиеся с юга на север. В торговой части поселения бронзового века располагались лавки купцов и ремесленные мастерские. Его жилая часть была поделена на кварталы по 20 - 30 домов в каждом, выстроенных на платформах из необожженного кирпича высотой около 1-2 метров, что должно было предотвратить их затопление в случае наводнения. Раскопки выявили грамотно спланированную систему дренажных каналов и проложенных под землей канализационных труб - все нечистоты выводились далеко за город, в черте которого археологами были раскопаны и общественные бани.
Торговая часть поселения времен цивилизации долины Инда, 2400 - 2350 гг. до н.э. Развалины лавки купца или ремесленной мастерской.
Местные жители использовали в основном ещё каменные орудия труда, но оружие изготовлялось уже из бронзы, а разнообразная керамическая посуда украшалась рисунками птиц и зверей. На полях выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, рис и хлопок. Было развито и скотоводство. Канал, вырытый на восточной окраине города в период его расцвета, соединял город с Камбейским заливом Аравийского моря. На его берегах располагались пристани, верфи и склады. Суда из порта, груженые тканями, драгоценными камнями и украшениями, отправлялись даже в далекий Египет. Найденные во время раскопок многочисленные женские фигурки косвенно свидетельствуют о распространении культа богини-матери. Со временем уровень моря опустился и город оказался отрезанным от своих морских путей, что привело к его упадку. Сейчас в этих местах, среди озер и камышовых зарослей, организован птичий заповедник Нал Саровар. О Лотхале в своей книге «Мальдивская загадка» много писал и Тур Хейердал.
Канал, некогда соединявший поселение с Камбейским заливом Аравийского моря.
Много тайн и загадок связано с племенем рабари. Согласно их собственным мифам, они были созданы богиней Парвати, супругой господа Шивы. Пока Шива медитировал, Парвати стирала пыль и пот с его тела, и в какой-то момент вылепила самого первого верблюда из шариков пыли. Шива вдохнул жизнь в верблюда, и тот сразу же попытался убежать, тогда Парвати вылепила человека - первого рабари. Даже в наши дни рабари, продолжающие вести полукочевой образ жизни, считают уход за животными своим священным долгом, а себя не столько хозяевами, сколько их хранителями. И, как прежде, во многих случаях жизни, они вновь и вновь обращаются за советом и помощью к своей небесной покровительнице. Являются они и преданными почитателями Кришны. Неудивительно, что свадьбы совершаются в его день рождения, во время праздника Гокулаштами. Искусству вышивки девушки начинают обучаться уже с раннего возраста, расшивая ткани, что позже станут частью их приданого. Сюжеты, идеи и образы заимствуются из окружающей их природы и мифологии.
Женщины вышивают, рассказывая друг другу интересные и забавные истории.
Хозяйка из племени рабари обновляет покрытие дорожки, ведущей через внутренний двор, вымазывая его глиной.
Диу. Ворота, ведущие в старый город.
Текст, фото: Алексей Антонов

