Тофалары – один из самых малочисленных народов России



Горная гряда Восточных Саян отделяет на юге Туву от Тофаларии, где проживает один из самых малочисленных народов России – тофалары, или карагасы (прежнее название).
Некогда тофалары считались одной из самых больших самобытных народностей, но так уж получилось, что еще до покорения Сибири русскими они превратились в «народ-осколок». Сегодня тофаларов в России насчитывается всего-то несколько сот человек – по разным данным примерно 700-800.
В 1930-х годах для представителей этой народности были построены три поселка – Нерха, Алыгджер и Верхняя Гутара. Поэтому многие ее представители и стали вести оседлый образ жизни, хотя пастухи так и остались «таежными братьями» – они, как и прежде, кочевали вместе с оленьими стадами. Не сидели на месте и охотники – они надолго покидали свои жилища, когда начинался промысловый сезон. С русским народом взаимоотношения тофаларов со временем стали теснее – постепенно стали даже образовываться смешанные семьи.
Фото: supersnimki.ru
Традиционное жилье тофа – чум на шестах. Летом он покрывался вываренной берестой, а зимой – шкурами марала или лося. Соединялись конструкции жилища преимущественно с помощью сухожилий животных. Однако с переходом к оседлому образу жизни тофалары стали строить срубные избы по такому же типу, что и русские.
Основные продукты питания этого малочисленного народа – вареное мясо диких животных. Но прежде в пищу шло и сырое мясо – как парное, так и замороженное. Из последнего делалась строганина. Однако строго настрого запрещалось употреблять в пищу сырое мясо медведя. Также в рационе тофа частенько присутствовала речная рыба. Основной напиток – молоко. Его получали путем доения оленух. Затем молоко кипятили и пили разбавляя водой. Дети тофаларов росли на оленьем молоке, которое в теплое время употреблялось в пищу в свежем виде, а зимой его замораживали. Для этого женщины всю осень постепенно заполняли подготовленную брюшину крупного зверя оленьим молоком, а когда наступали холода ее содержимое замораживалось. Зимой мешки с молоком разрубали топором на части и давали детям, из-за чего, говорят, щеки тофаларких детишек всегда были красными. Также говорят, что у них никогда не было частых простудных заболевания – например, ангины.
Фото: norr.wordpress.com
Сырую воду тофалары не пили – ее обязательно кипятили. Не пекли они и хлеб – вместо него приготавливались лепешки из ржаной муки. Также в пищу часто употреблялась так называемая болтушка из муки, которую по вкусу подсаливали.
До сих пор в образе жизни у тофаларов сохраняются черты родового быта, а сами они считают, что все кровные роды – нёны – происходят от единого предка. В роду семьи объединялись между собой, в их общей собственности находились олени, промысловые орудия и утварь.
Фото: lunalife.ru
Таежная охота во все времена считалась основой традиционного хозяйства. Она велась преимущественно на белку, соболя, лисицу, бобра, выдру, лося, марала. Также тофалары занимались оленеводством, кузнечным делом и обработкой дерева. Они изготавливали на продажу берестяные поделки, курительные трубки, меховые унты, лыжи, седла, всевозможные сумки, кошельки, шкатулки. Многие поделки отделывались кастаринским камнем. Кстати, этот камень – уникальный в своем роде, так как его происхождение ученые до сих пор не могут объяснить. Но тофалары-то знают – это священный камень, поэтому и относятся к нему как к оберегу, для них это амулет, который сбережет в трудные годы.
Летом тофалары уходили на охоту – бить белку, а зимой основной промысел плавно «перекочевывал» в кедровники – там собирались орехи, и там же добывался крупный зверь.
Существовал у тофаларов и свой обычай прощания с умершими в период кочевок. Когда кто-то умирал, то делался сруб из трех бревен. Умершего на него укладывали, оставляя ему оленя, седло, посуду, продукты. Считалось, что покинувший этот мир человек на своем ездовом олене отправится в новый мир – мир умерших предков.
Фото: nazaccent.ru
Рождение ребенка во время кочевки было обычным явлением, поэтому женщинам даже отдыхать не полагалось – практически сразу после родов им вменялось сразу же приступить к своим обычным обязанностям. А если появлялись какие-то сложности со здоровьем, то решить их помогли шаманы – они были и врачами-акушерами, и психотерапевтами. Отваривали травки от разных хворей – ими и лечили.
Интересный факт: кочевая жизнь заставила этих людей общаться друг с другом с помощью рисунков на деревьях. Сначала на дереве делался широкий затес, а затем на него углем наносились рисунки – жилищ, различных животных, шаманов и т.д. На этих своеобразных картинах на деревьях изображалось очень многое из того, что случалось в пути кочевника: начиная от охоты и заканчивая дружественным чаепитием с другим охотником, встреченным на пути. Через некоторое время на рисунки наплывала смола – она надежно сохраняла их от непогоды.
Фото: fs.photounion.ru
Тофалары кроили свою одежду одинаково для мужчин и женщин. Основным материалом служили оленьи шкуры. Из них же шилась и обувь. Летом мужчины надевали суконный кафтан с рукавами, зауженными к запястьям, а женщины, уже после того, как состоялось знакомство тофаларов с русскими, стали носить ситцевые и шелковые платья. В целом же одежда этого народа была хоть и примитивной, но довольно удобной. Нитками для шитья служил конский волос из гривы. Большое значение в одежде придавалось поясу. Обычно его шили из шелка или атласа. Пояс мог быть любого цвета, но только не белого. На охоту непременно одевались кожаные пояса.
content

