Партнёрам и рекламодателям
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

Инженер, конструктор, изобретатель. Иван Махонин

17.12.2021 Русский контур 162 просмотров

Говорят, что русская земля разбрасывается талантами. Особенно это было заметно в годы Гражданской войны. Тогда Россию покинули сотни перспективных умов. Среди них был и изобретатель Иван Иванович Махонин. 


В начале 20 столетия он закончил Политехнический институт в Петербурге и в 1910-м организовал собственное конструкторское бюро, в котором проектировали авиационное оружие. После Октябрьской революции Махонин ещё не спешил покидать страну, надеялся на сотрудничество с большевиками. Первое время оно действительно было плодотворным. 


ivan-ivanovich-makhonin-61807c2c6c8d9.jpg


В 1920 году Иван Иванович разработал электропоезд, который работал на аккумуляторах с подводных лодок. Заряжаться они могли даже от трамвайных подстанций. Однако в ходе испытаний выяснилось, что локомотивы на паровозной тяге в 1,5 раза экономичнее электропоездов. В итоге проект похоронили. Хотя, как показала история, за электропоездами всё-таки было большое будущее.


pervyi-sovetskii-elektropoezd-rsfsr-1920-god-61807c36ab6fc.jpg


Другим неудавшимся проектом стал дирижабль с грузоподъёмностью до 60 тыс. пудов и вместимостью до 1000 пассажиров. Но и эта задумка осталась лишь на бумаге.


Тучи с каждым днём сгущались, и вскоре Махонин решил перебраться во Францию. 


В Париже русский эмигрант предложил свои услуги местному правительству. Наработки по проектированию многоступенчатых ракет заинтересовали военных, а производство дистиллированного топлива из угля гражданских. Дистиллят оказался менее дорогим, чем бензин, а кроме того, отличался высоким КПД и безопасностью. Впоследствии им хотели даже заправлять самолёты. Однако во время производства был нарушен технологический процесс, то и дело происходили ядовитые выбросы и завод закрыли. 


Неунывающий Иван Иванович переключился на авиастроение.


k-10-61807c33db757.jpg


В 1929 году он придумал самолет с изменяемым размахом крыла. Внешние части консолей могли телескопически втягиваться внутрь крыла. Это улучшало аэродинамические свойства самолета. Самолет Ивана Махонина должен был быть монопланом и получить крыло с консолями типа «выдвижной тромбон». Крыло самолета имело переменные размах и площадь с втягиванием концевых частей крыла внутрь его центральной части. В развернутом состоянии крыло должно было уменьшить скорости взлета и посадки, в то время как после втягивания концевых частей ожидалось увеличение максимальной скорости. Теоретически при равной массе чем меньше площадь крыла и выше удельная нагрузка, тем максимальная скорость полета будет выше и, соответственно, наоборот: чем больше площадь крыла и ниже удельная нагрузка, тем больше можно снизить скорость полета. Кроме того, увеличение скорости, полученное за счет уменьшения площади крыла и, как следствие, уменьшения лобового сопротивления, могло обеспечить увеличение дальности полета без мер по сокращению расхода топлива. Махонин объявил, что его самолет оборудован для выполнения сверхдальних перелетов («grand raid») и при общей взлетной массе в пять тонн с полным запасом топлива и раскрытым крылом машина сможет пролететь 12 000 километров. Фактически идея Махонина представляла собой (возможно непреднамеренно) воскрешение старой идеи самолета Carolin, который был оснащен выдвигающимися консолями крыла.


Детище Махонина получило название Mak-10. За этот проект он получил 1 млн. франков. Вообще, до своей смерти в 1973-м наш соотечественник успел придумать для Франции ещё 24 полезных изобретения и стал там одним из видных учёных.

Новости партнёров